Google Search Console — это бесплатный сервис для владельцев сайтов и вебмастеров. Он содержит набор полезных опций и инструментов, незаменимых для оптимизации под поиск в Google. Поэтому пользоваться сервисом нужно обязательно: от этого зависит успех продвижения.
Если тот же Google Analytics больше предназначен для сбора статистики, Google Search Console более универсален. Он содержит все сведения для контроля качества сайта, правильной оптимизации, привлечения аудитории. Расскажем, как добавить сайт в этот сервис и как правильно им пользоваться.
Содержание:
Добавление сайта в Google Search Console
Итак, все начинается с добавления веб-проекта в сервис. Достаточно перейти по этой ссылке: https://search.google.com/search-console/about
Она открывает следующую страницу:

Нужно нажать кнопку «Попробовать, чтобы войти непосредственно в сервис. Если у вас уже есть аккаунт в Google, войти можно по нему. Если нет — понадобится регистрация. Она откроет доступ ко всем сервиса Google, включая почту, YouTube, Диск, Переводчик и еще несколько десятков других.
Итак, авторизация осуществлена. Пора добавить сайт. Для этого в левом верхнем углу есть кнопка «Добавить ресурс». В открывшемся окне нужно выбрать вариант ресурса и указать URL.

Следующий шаг — подтверждение сайта. Сервис предлагает несколько вариантов действий, чтобы доказать ваши права на доступ к добавленному сайту. Самый удобный и быстрый — скачивание специального файла и размещение его на FTP сервера, хранящего файлы вашего веб-ресурса. Google, в принципе, настаивает именно на этом способе.
После успешного подтверждения прав на сайт откроются настройки сервиса. Первое, что нужно сделать — указать основное зеркало сайта. Если на сайте не настроен редирект сервера на конкретную страницу (с www или без в адресе), достаточно выбрать тот вариант, который больше подходит. Но если 301 редирект настроен, то нужно указать именно ту страницу, на которую установлено перенаправление.
Остальные настройки можно ввести позже или оставить по умолчанию. В любом случае, Google предоставляет качественную справочную информацию, поэтому нет смысла давать подробные инструкции в этой статье.
Как использовать Google Search Console
У сервиса много полезных функций, которые понадобятся администратору сайта и специалисту по SEO-продвижению. Владельцу сайта с помощью них удобно контролировать состояние проекта. Рассмотрим главные функции.
Эффективность
Инструмент с самым широким набором функций. Можно анализировать сайт, используя разные виды фильтров:
- тип поиска;
- дата;
- страна;
- устройство;
- вид в поиске;
- запрос;
- страница;
- всего кликов;
- всего показов;
- средняя позиция;
- средний CTR.
Настраивая их, можно получить основные сведения о сайте и его позициях в поиске: в текущий момент или за определенный период времени.
Проверка URL
С помощью этой функции можно узнать, находится ли конкретная страница в индексе поисковой системы. Также с помощью инструмента можно запросить индексацию, чтобы ускорить попадание страницы в поиск. Это будет быстрее, чем дожидаться самостоятельного сканирования «в порядке очереди».
Функция «Проверить страницу на сайте» поможет получить данные о текущем состоянии страницы. Это может понадобиться, если на ней вносили изменения или настраивали файл robots.txt.
Покрытие
С помощью этой опции можно получить статистические данные о страницах, которые прошли индексацию и тех, что находятся вне индекса. Инструмент отобразит страницы с ошибкой, с предупреждением, без ошибок, а также исключенные — у каждой категории будет свой цвет.
Файлы Sitemap
С помощью этой опции можно отправить на индексирование одноименный файл. Достаточно указать расположение файла. Инструмент показывает историю загруженных файлов карты сайта, а также позволяет проверить их на ошибки.
Удаления
Опция нужна для временного удаления всех страниц из индекса. Это понадобится, если, например, проиндексированные страницы содержат ошибки или некачественный контент. Время удаления — полгода. Обычно этого достаточно, чтобы все исправить.
Удобство страниц
Новое решение в консоли. Демонстрирует долю страниц сайта, соответствующую требованиям удобства для пользователей. Сюда входит в том числе скорость загрузки, мобилопригодность, наличие https и пр. Инструмент дает конкретные рекомендации при обнаружении ошибок. Следуя им, можно увеличить качество сайта, отображаемого в браузере Chrome.
Основные интернет-показатели и удобство для мобильных устройств
Предыдущий инструмент частично дублирует эти данные. В основных интернет-показателях демонстрируется скорость загрузки страниц для десктопных и мобильных устройств. Для анализа данных используется инструмент PageSpeed Insights.
Под удобством для мобильных устройств подразумевается анализ комфорта использования сайта на экранах смартфонов, планшетов и других подобных гаджетов.
Проблемы и меры безопасности…
В этом разделе можно увидеть уведомления от Google, если сайт будет взломан или если на нем будет замечена подозрительная активность. Тут же будет отображена информация о попадании сайта под санкции.
Ссылки
С помощью инструмента можно анализировать внешние ссылки (страницы, на которые ссылаются другие сайты), внутренние ссылки, список сайтов, которые наиболее активно ссылаются на сайт, а также самые активно употребляесые анкоры внешних ссылок.
Заключение
Google Search Console — удобная платформа для получения базовой статистики по своему сайту и оценки качества оптимизации. Она дает возможность своевременно обнаружить ошибки и исправить критические моменты. Обилие подсказок, понятный интерфейс и отличная справочная информация позволяют использовать консоль всем желающим: в том числе владельцам сайта, не имеющим глубоких знаний в области SEO.